Восстановление храма

Храму Происхожденя  честных древ Животворящего Креста Господня  требуются средства для реконструкции.

Жители  Бабушкинского  района  обращаются  к  уроженцам района с просьбой  оказать  помощь  в  восстановлении  храма.

         Если  Вам  не  безразлична  судьба  храма  Происхожденя  честных  древ Животворящего Креста  Господня,  Вы  можете  внести  свою  лепту  в  процесс восстановления  благолепия  и  убранства  нашего  храма,  сделав  пожертвования  в самом  храме  или  обратиться  в   Администрацию района.

Мы будем рады любой помощи.

Спасибо всем, кто не остался равнодушным  и  принял  посильное  участие  в  нуждах храма!

Да  хранит  Вас  Господь!

Что сейчас.

 Сейчас

Что будет.

 Будет

История церкви

Спасская церковь в Леденгском Леденгской волости Тотемского уезда (позднее Бабушкинскою сельсовета Бабушкинскою района).


 

История становления и существования каждой церкви различна, так же как судьба её в XX веке, который оказался для большинства православных святынь трагическим. Судьба Леденгско - Спасской церкви, расположенной в селе им. Бабушкина, требует от нас, современников, полного уважения и .любви, с каким: относились к ней наши предки.

Леденгско - Спасская церковь была основана в конце XV или начале XVI века.

О наличии в погосте на реке Леденьге церкви деревянной во имя Происхождения Честного Креста Господня сообщается в «Выписи из Собрания указов и документов Варницкой Воскресенской церкви», найденной в писцовой книге Тотемского уезда за 1624 год. Там сделана такая запись: «...а на той пустоши церковь древяна клетки (т.е. о четырех углах, кубическая) ветха... стоит без пения лет сто и больше..,».

По записям в писцовой книге 1660 года можно предположить, что в то время в Леденгском имелся солеваренный завод: «...было четыре трубы соленые с рассолом да девять варниц, которые топятся...». Есть упоминание о населенном пункте: «У тех варниц 36 изб, в которых живут работные люди, которые, приходя в варницы, работают. Соль варят из найму, и рассол льют, и дров секут, и всякую работу работают, всего 152 человека...» и деревянной церкви, а возле ее двор, где жили приказные люди: имелся скотный двор, мельница, сенные покосы, лес и небольшая запашка. Строительство церкви в каменном исполнении началось в период правления императрицы Екатерины II.

Первое прошение о постройке каменной церкви было написано прихожанами 24 декабря 1784 года в адрес преосвященного Иоанна, епископа Устюжской епархии. В 1788 году Устюжская епархия была унразднена, и все церкви были переданы в ведение Вологодской епархии. В 1790 году священник Митрофан Степанов и церковный староста Илья Загребин с приходскими людьми вновь направляют в адрес преосвященного Иринея, епископа Вологодского, всепокорнейшее прошение «...постро­ить каменную, низменную, теплую во имя... священномученика Климента Папы Римского церковь, ... потребных материалов уже теперь имеется довольное количество».

 


Каменная трехэтажная . церковь, находящаяся в центре села Леденьгского, была трехпрестольная в одной связи с колокольней каменной и имела вид корабля. Видимо, не малыми деньгами от продажи соли располагали местные купцы, построив в селе такую каменную громаду, мало отличавшуюся по размерам от знаменитых храмов уезд­ного города Тотьмы. На первом этаже, в теплом храме, построенном в 1784 - 1790 годах, размещался престол во имя Священномученика Климента Папы Римского. Он был освящен 28 ноября 1793 года. В то же время продолжалось строительство верхней камен­ной церкви, которое требовало больших денег, а их у прихожан было не достаточно. Для завершения строительства помощь оказал глава города Тотьмы Иван Андреевич Кузнецов, а деревянную Спасскую церковь разобрали и продали.

В холодном храме второго этажа находился главный престол. Под колоколь­ней располагался престол во имя Матери Иверской. Его строительство началось в 1794 году. Полностью церковь была построена и освящена в начале XIX века: престол во имя Божией Матери Иверской был освящен 13 сентября 1824 года, а главный престол во имя Всемилостивого Спаса Про и схожд е и и я Честных древ Живот­ворящего Креста - 25 мая 1834 года.

Краевед, исследователь, преподаватель Тотемской учительской семинарии Н.В. Ильинский в начале XX зека, обобщая материалы об истории села Леденгского, оставил для нас интересные сведения о Спасской Леденгской церкви; «...в нижнем храме сохранялось несколько икон старинного письма; Воскресения Христова, писанная: в Устюге Великом (1693 г.), Священномученника Климента Папы Римского (1693 г.), Николая Чудотворца (1691 г.), Происхождения Древ Креста Господня (1679 г.), Смоленской Божией Матери (1719г.)». Внутренность второго этажа поражала классическими формами (ампир), а придел Иверской Божией Матери на третьем этаже - иконостасом и иконами западного письма; Святой Марии Магдалины, Святого Александра Невского. Управители казенного солеваренного завода проявляли забот­ливость о благолепии храма. Среди них были католики, и они украшали храм в западноевропейском вкусе. Классическую архитектуру Запада поддерживали и во­логодские губернаторы.

 

Спасская Леденгская церковь выглядела внушительно. В архитектурном плане строго и величественно. Никаких «художественных излишеств». Даже клейма-карту- ши, свойственные для тотемского барокко, на леденгской земле не прижились, а побе - дил провинциальный классицизм.

Документы середины XIX века свидетельствуют том, что церковь села была достаточно обеспеченной. Среди имущества зафиксировано; риз разных - 22, Евангелий - 4, дарохранительница серебряная ( из пробного серебра), крестов напрестольных 4. 2 священных сосуда, 3 ковчега для хранения Святых Таинств, 4 кадила, венцы для брачующихся, чаша для святой воды, купель дня крещения младенцев, свеча пасхальная, подсвечники, лампады, пани - к'адила. Все предметы выполнены из пробного и не- пробного серебра (общий вес серебряных вещей составлял более 5,8 кг), меди посеребренной и отбеленной, украшены чернью, финифтями, позолотой. В церкви име­лись книги не только для церковного круга, но и для чтения - 107 томов находились в церковной библиотеке.

 

Опись имущества Леденгской Спасской церкви, составленная в 1918-1929 годах, дает представление о - внутреннем убранстве церкви после революции 1917 года и накануне ее падения. «Так, в верхнем храме Божией Матери Иверской .., как такового иконостаса не было, но были царскйе врата столярной работы. С правой и левой сторон от царских врат были расположены по две иконы. В среднем храме Всемилостивого Спаса ...иконостас столярной работы выкрашен краской сиреневого цвета, выполнен в два става». В нижнем храме ...иконостас столярной работы резной позолоченный в два става». В верхнем храхме имелось 18 икон, 3 медные лампады и 2 медных подсвечника. В среднем храме Всемилостивого Спаса имелось 15 икон, 3 медные лампады и 2 медных подсвечника, В нижнем храме имелось 20 икон, 4 медные лампады и три медных подсвечника.

После революции 1917 года из церкви были изъяты высокохудожественные ико­ны и серебряная утварь: 3 серебряных креста, 2 серебряных кадила, другие предметы и 6 наиболее ценных икон. Например, в верхнем храме, за престолом находилась икона Божией Матери, которая была описана в Тотемский уездный исполком.

Стоимость здания Леденгско - Спасской церкви на момент закрытия в 1932 году составляла 64 500 рублей.

К церкви были приписаны' деревянная часовня в деревне Становой (д. Нижнево) и построенная в 1837 году специальная кладбищенская Тронцко - Леденгская церковь. Часовня расположена в 17 верстах от церкви в сторону уездного города Тотьма, а церковь - в версте от церкви Всемилостивого Спаса, на берегу речки Петинки и «..построена тщанием прихожан, по их прошению, для поминовения их усопших родителей...»

В часовне деревни Становой, «...молебствия... проводятся 23 апреля и 26 ноября в память Великомученика Георгия и 20 июня в память Святого Пророка Ильи...Служат погодно священники Спасской Леденгской, Успенской Тотемской и Тотемского Богояв­ленского собора».

В 1922 году в рядах православной церкви появилось обновленчество, которое пыталось приспособить православие к новой власти. Для того, чтобы смягчить раз­рыв новой идеологии и православия, обновленцы не сколько изменили социальные тре­бования, пытались сделать их созвучными советской действительности. Они говорили, что идеалы православия созвучны с идеалами коммунизма. Впоследствии обновленческие общины прекратили свое существование, так случилось и со Спасской Леденгской общиной, в которой было более 800 человек. Документально подтверждено, что с 1 марта 1932 года такая община в селе не существует.

Послереволюционная судьба Леденгско - Спасской церкви и её священнослужите - лей трагична, как и история большинства церквей России. Являясь правопреемницей деревянной церкви, она существовала и служила людям с конца XXVIII до начала 30-х годов XX века. Затем была разрушена колокольня, сброшены колокола, сняты купола и частично переделан верхний храм (стены с окнами второго света были разобраны). В последующие годы церковь подвергалась многократной перестройке.

 

Сначала Спасский храм пустовал, затем приспособлен под клуб. Здание храма перетерпевало неоднократные переделки уже после Великой Отечественной войны. В нём располагались различные организации, в том числе были и складские помещения, цеха комбината бытового обслуживания, а в последний период с 1981 года до пожара внутри здания, районная милиция. Церковь занимала алтарь и собственно храмовое помещение. Второй этаж пустовал. Третий этаж с колокольней не существует. В трапезной части долгое время находилась кочегарка, находящаяся в ведении районной администрации.

С 2000 года на первом этаже, в собственно храмовом помещении бывшего нижнего храма проводятся богослужения. Современная история возвращает человека к пониманию смысла жизни и смерти, политики и морали, прошлого и будущего.

Проект.

 Будет